Цветные фотографии Российской империи

September 4, 2006

История фотографии берет начало с первой половины 19 века, когда в 1822 году французом Жозефом Нисефором Ньепсом (Nicephore Niepce) было сделано первое закрепленное изображение. Но оно не сохранилось до наших дней. Поэтому первой в истории фотографией считается снимок “Вид из окна” (гелиография), полученный Ньепсом в 1826 году. Экспозиция длилась восемь часов при ярком солнечном свете.

С.М. Прокудин-Горский, 1915 год

С.М. Прокудин-Горский у реки Каролицхали, Кавказ, 1915 год, фрагмент. Оригинал фотографии; 704×641; 191 КБ

В 1861 году английский физик Джеймс Клерк Максвелл (James Clerk Maxwell, 1831-1879 гг.) получил первую цветную фотографию с помощью так называемого аддитивного метода. В конце 19-го - начале 20-го веков фотографы ряда стран использовали для получения цветных изображений технику тройной фотографии: фотокамера фиксировала на одной стеклянной пластинке три изображения, сделанные через синий, зеленый и красный фильтры. Но только очень малая доля этих исторических негативов сохранилась. И здесь мы остановимся на наследии нашего фотографа Сергея Михайловича Прокудина-Горского.

Цветные фотографии Прокудина-Горского

Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863-1944) внес значительный вклад в развитие фотографии. Выпускник Технологического института в Санкт-Петербурге, Сергей Михайлович продолжил свое обучение на химика в Берлине и Париже. Сотрудничал с известными химиками и изобретателями: Эдме-Жюлем Момене (Edme Jules Maumene, 1818-1898) и Адольфом Мите (Adolf Miethe, 1862-1927), совместно с которыми занимался разработкой перспективных методов цветной фотографии.

 

Книги по фотографии:

  • “Современная фотография. Полное объяснение более 70 технических методик”, Ли Фрост, книга;
  • “Цифровая фотография. Библия пользователя. Издание 2″, Кен Милберн, Рон Рокуэлл, Марк Л. Чемберс, книга - рассмотрены все вопросы, которые возникают у человека, решившего серьезно заняться цифровой фотографией;
  • “Портретная фотография”, Марк Клейгорн, книга - портретная фотография - это сложная работа профессионала, требующая уверенного владения техникой и вспомогательными средствами.

 

13 декабря 1902 года Прокудин-Горский впервые объявил о создании цветных диапозитивов по методу трехцветной фотографии, а в 1905 году запатентовал свой сенсибилизатор, превосходящий по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе сенсибилизатор Мите.

С этого времени Прокудин-Горский делает цветные фотографии Л.Н. Толстого, Ф.И. Шаляпина, царской семьи и многих других людей. Его снимки древних ваз, экспонатов Эрмитажа, впоследствии были использованы для реставрации их утраченного цвета.

Цветная фотография Льва Николаевича Толстого, Ясная Поляна, 1908 год

Цветная фотография Льва Николаевича Толстого, Ясная Поляна, 1908 год

В 1909 году Прокудин-Горский получает аудиенцию у царя Николая II, высказывает ему свою идею запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию - ее культуру, историю, всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю.

Царь одобрил планы фотографа, выделил ему специально оборудованный железнодорожный вагон. Чиновникам было предписано помогать Прокудину-Горскому в его путешествиях и не препятствовать даже в фотографировании стратегических объектов, в том числе мостов и заводов.

Паровоз Компаунд с пароперегревателем Шмидта, 1909 год

Паровоз “Компаунд” с пароперегревателем “Шмидта”, 1909. Увеличить (704×604; 102 КБ)

В 1909—1915 годах Прокудин-Горский объездил значительную часть России, фотографируя старинные храмы и монастыри, виды городов, поля и леса, разнообразные бытовые сцены русской глубинки. В эти же годы в Самарканде Прокудин-Горский испытывает изобретенный им киноаппарат для цветной киносьемки. Впрочем, качество снятого фильма оказалось неудовлетворительным.

После Октябрьской революции Прокудин-Горский покинул Россию, увезя с собой почти все сделанные фотопластины (RGB-пластины), за исключением изъятых у него фотографий царской семьи и стратегических объектов.

Оказавшись в эмиграции, фотограф некоторое время пробыл в Норвегии и Англии. Переехав в 1922 году в Ниццу, Прокудин-Горский работал вместе с братьями Люмьер (Lumière). В начале 30-х годов фотограф занимался просветительской деятельностью во Франции и даже собирался сделать новую серию фотографий художественных памятников Франции и ее колоний. Эта идея была реализована сыном Прокудина-Горского - Михаилом.

Скончался Прокудин-Горский в Париже 27 сентября 1944 года, спустя несколько недель после освобождения города войсками союзников. Похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа (Sainte-Genevieve-des-Bois).

Судьба коллекции цветных фотографий Прокудина-Горского

Коллекция цветных фотографий Сергея Михайловича Прокудина-Горского была куплена у его наследников в 1948 году Библиотекой Конгресса США (Library of Congress) и долгое время лежала там в архивах. Только развитие компьютерных технологий позволило обработать эти снимки и показать уникальные виды Российской империи в полном цвете.

В 2001 году Библиотека Конгресса открыла выставку “Империя, которой была Россия”. Для нее стеклянные пластины были отсканированы, и с помощью компьютера воссозданы исходные цветные фотографии, отретушированные и подвергнутые цветокоррекции. О получении цветных изображений из негативов Прокудина-Горского (а этот процесс достаточно сложный) подробнее можно почитать здесь (сайт Библиотеки Конгресса США).

Всего коллекция Прокудина-Горского - “Коллекция достопримечательностей России в натуральных цветах” - насчитывает 1902 цветных и около 1000 черно-белых фотографий. Их реставрация и обработка продолжается по сей день.

Российская империя в цвете - 100 лет назад

Приведу здесь некоторые цветные фотографии начала 20 века. Чувствуется атмосфера того времени.

Мост через Каму близ Перми

Мост через Каму близ Перми. Увеличить (704×538; 97 КБ)

Крестьянские девушки предлагают ягоды гостям, 1909 год

Крестьянские девушки предлагают ягоды гостям у избы в сельской местности на реке Шексна возле поселка Кириллов, 1909. Увеличить (640×554; 171 КБ)

Фотографии сняты почти 100 лет назад. Как много изменилось за это время…

Монастырь Святого Нила на Столобном острове на озере Селигер, Тверская губерния, 1910 год

Монастырь Святого Нила на Столобном острове на озере Селигер, Тверская губерния, 1910. Увеличить (704×620; 124 КБ)

Часовня на месте основания древнего Белозерска, 1909 год

Часовня на месте основания древнего Белозерска, 1909. Увеличить (704×601; 105 КБ)

Вид на г. Тобольск с севера, река Иртыш, 1912 год 

Вид на г. Тобольск с севера, река Иртыш, 1912. Увеличить (704×617; 111 КБ)

Группа детей, 1909 год

Группа детей, 1909. Увеличить (704×597; 103 КБ)

Посмотреть все цветные фотографии Российской империи начала 20 века (1902 фотографии Прокудина-Горского) можно на сайте prokudin-gorsky.ru (полная база данных цветных изображений С.М. Прокудина-Горского).

Восстановленные фотографии Прокудина-Горского находятся на сайте museum.ru

Источники: Википедия, сайт Библиотеки Конгресса США.



Подписаться на обновления блога "Заметки о жизни":
Актуальные цитаты - высказывания на злободневные темы


Обсуждаемые темы в "Заметках о жизни":

О смысле жизни и вере
Хотим ли мы жить в России?
Пробки на дорогах
Места силы на планете Земля
Курение и алкоголизм
Смена магнитных полюсов Земли
Бессмертие человека



Комментарии на запись “Цветные фотографии Российской империи”:

  1. Ёж:

    О первой фотографии: “экспозиция длилась восемь часов при ярком солнечном свете”. Что же он 8 часов не двигался? И солнце не двигалось? Ведь тень на месте и человек получился очень чётко. В моём понимании, чем длиннее экспозиция, тем больше “шевеленки” на фотографии должно быть.

  2. isf:

    8 часов - это про эту фотографию сказано http://blog.artnn.ru/images_2006/niepce_1826.jpg

    Dmitry: Читал про эту… У меня тоже возникли некоторые вопросы…

  3. Ёж:

    Ясно. Но та ведь не цветная…

    Dmitry: Да. Самые первые фотографии были черно-белые…

  4. tsoy:

    И все таки берет гордость за родное отечество, за то что были такие люди как Прокудин-Горский.

  5. Денис:

    А как из черно-белой фотографии цветную сделать?

    Dmitry: В фотошопе можно, например.

  6. sidewinder:

    Как-то трогательно смотреть на эти лица давно ушедших людей.
    Что-то их отличает от современных снимков.
    Мне кажется что это от того, что взгляд у них какой-то одухотворённый.

  7. Павел Вейник:

    Экспозиция длилась не 8 часов, а максимум 1 минуту на один цвет, и то в помещении при плохом освещении.
    На одной из фотографий есть часы в комнате, и по движению минутной стрелки на разных цветовых каналах это можно легко проверить. Фотография по адресу http://veinik.by/photo.htm?id=0068.
    Изображения были совмещены с помощью специально разработанного ПО по оригинальному алгоритму.

    Dmitry: Павел, это снимок “Вид из окна” Ньепса в 1826 году был получен за восемь часов. Спасибо за фотографии!

  8. Фотографии из истории | Путешествия по стране:

    […] Цветные фотографии Российской империи - казалось бы, в то время и цветные фотографии? Как оказалось все гениальное просто, для получения цветных изображений использовали технику тройной фотографии - фотокамера фиксировала на одной стеклянной пластинке три изображения, сделанные через синий, зеленый и красный фильтры. […]

  9. Financeobossans:

    Спасибо за фотографии. Просмотрел, и сразу какая-то настальгия накатила, куда-нибудь в деревню захотелось на недельки 2…

  10. lexej1981:

    Железный мост на каменных опорах. Урал. Транссибирская магистраль. Река Кама около Перми. 1910. LC-P87- 32x | LC-DIG-ppmsc-04413 (современная цифровая реконструкция цвета). Реставратор Олег Поляков.

  11. VDH:

    Ёж (6.09.2006), ну ты даешь!!!! Он химик, и один из первых сделал химию на секунды!!!!

    Денис (22.10.2006), ну даете, Вы думаете, у Вас монитор цветной? Нет, он просто состоит из трех цветов RGB!!! Так и тут, делали черно-белые снимки, но через три фильтра RGB: loc.gov/exhibits/empire/making-ru.html




Ваши мысли по теме:

Культура комментирования: Добавление комментария. Почему мой комментарий не прошел модерацию?..