Автомобиль ГАЗ-А - первый легковой автомобиль

December 6, 2007

6 декабря 1932 года, 75 лет назад, с конвейера Горьковского автомобильного завода (ГАЗ) сошел первый отечественный легковой автомобиль массовой конвейерной сборки, получивший название ГАЗ-А.

Автомобиль ГАЗ-А первого выпуска на конвейере. Фото 10 декабря 1932 года

Автомобиль ГАЗ-А первого выпуска на конвейере. Фото 10 декабря 1932 года

Автомобиль ГАЗ-А - начало истории

ГАЗ-А - легковой автомобиль среднего класса с открытым пятиместным четырехдверным кузовом типа “фаэтон”. На случай непогоды можно было поднять брезентовый тент и пристегнуть над дверьми брезентовые боковины.

Автомобиль ГАЗ-А

Автомобиль ГАЗ-А. Фото с сайта vektaxi.ru

Прототипом ГАЗ-А стала модель американского завода “Форд” (Форд мотор компани, Ford Motor Company) - Ford A (Форд А, Ford A Phaeton). Автомобиль ГАЗ-А выпускался по лицензии, купленной советским правительством в США в 1929 году у Генри Форда (Henry Ford). В конструкцию машины были внесены некоторые изменения в соответствии с непростыми дорожными условиями СССР.

Автомобиль Форд А, Ford A, 1931 год

Автомобиль “Форд А”, “Ford A”, 1931 год. Фото с сайта bilhistorie.dk

Легковой автомобиль ГАЗ-А сохранил такое же оперение, раму ветрового стекла, щиток приборов и передние дверцы, как у первого автомобиля Горьковского автозавода, - грузового ГАЗ-АА. Одинаковыми были двигатель, рулевой механизм и электрооборудование. Однако шасси легковушки имело совершенно иную конструкцию. Передняя и задняя оси соединялись с легкой штампованной рамой лонжеронного типа двумя поперечными рессорами. Никелированный радиатор был украшен первой эмблемой Горьковского автомобильного завода - черный овал с буквами “ГАЗ”.

Автомобиль ГАЗ-А - первый легковой автомобиль массовой конвейерной сборки

Автомобиль ГАЗ-А - первый легковой автомобиль массовой конвейерной сборки

Многое в конструкции ГАЗ-А представляется в наши дни удивительным: ленточный ручной тормоз задних колес, отсутствие устройства для регулировки клапанов, очень малая степень сжатия, благодаря чему в жаркую погоду, когда условия испарения жидкости благоприятны, двигатель мог работать даже на керосине. У спидометра не было привычной стрелки: в окошечке прибора передвигались нанесенные на барабан цифры, указывая скорость. Трехслойное ветровое стекло было выполнено из двух слоев стекла с проложенной прозрачной эластичной пленкой. При ударе триплекс покрывался густым слоем трещин, но не рассыпался на отдельные кристаллики, как изобретенное позже закаленное стекло. Для удобства водителя на ветровом стекле находились вакуумный стеклоочиститель и зеркало заднего вида.

ГАЗ-А оснащался 4-цилиндровым двигателем мощностью 40 л. с., позволяющим развивать 90 км/ч, что само по себе не мало.

Автомобиль ГАЗ-А

Автомобиль ГАЗ-А

Автомобили ГАЗ-А использовались и как такси (ГАЗ-А стал самой массовой моделью такси первой половины 1930-х), и как служебные автомобили. ГАЗ-А активно поставляли в Красную армию. На базе ГАЗ-А изготавливали несколько типов карет скорой помощи с оригинальным дизайном кузова.

Автомобиль ГАЗ-А выпускался с 1932 по 1936 год на Горьковском автомобильном заводе и с 1933 по 1935 год на московском заводе КИМ. Всего было выпущено 41917 машин.

Шесть машин ГАЗ-А участвовали в знаменитом автопробеге Москва-Каракумы-Москва (1933 год). Преодолев более 9,5 тысяч км, из которых 6000 составляли проселочные и грунтовые дороги и 1000 - сыпучие пески, они все дошли до финиша без существенных поломок.

На смену ГАЗ-А пришла модель собственной разработки - ГАЗ-М1, легендарная “Эмка”. Один из экземпляров ГАЗ-А до сих пор бережно хранится в Музее истории ОАО ГАЗ.

По материалам сайта gazgroup.ru.

Читайте также по теме “Автомобили”:



Подписаться на обновления блога "Заметки о жизни":
Актуальные цитаты - высказывания на злободневные темы


Обсуждаемые темы в "Заметках о жизни":

О смысле жизни и вере
Хотим ли мы жить в России?
Пробки на дорогах
Места силы на планете Земля
Курение и алкоголизм
Смена магнитных полюсов Земли
Бессмертие человека



Комментарии на запись “Автомобиль ГАЗ-А - первый легковой автомобиль”:

  1. Константин:

    Интересная история авто. много чего узнал

  2. lol:

    Сегодня видел по телеку про газ М1, пикап. Вот это тачка была. Правда их почти все уничтожили в первые дни войны 1941, так как они состояли на вооружении армии и вообще начали выпускаться как раз перед войной. Вот и заглохло все. Но машина классная!!!

    Dmitry: “Волга” ГАЗ-21 - вот настоящая машина! Выпускалась с 1956 г. по 1970 год. На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году автомобилю ГАЗ-21 “Волга” (а также ГАЗ-13 “Чайка” и грузовик ГАЗ-52) была присуждена высшая награда - Гран-При.




Ваши мысли по теме:

Культура комментирования: Добавление комментария. Почему мой комментарий не прошел модерацию?..